Жогина Елена Петровна (старший воспитатель)
МониторингЦветовой тест М. ЛюшераЦель: оценить эмоциональные аспекты восприятия полов и себя как представителя определенного пола. Оборудование: карточки зеленого, красного, желтого, фиолетового, темно-синего, темно-коричневого, серого и черного цвета. Инструкция: процедура проводится в два этапа. На первом этапе из восьмицветного набора М. Люшера ребенок последовательно выбирает по два цвета для мальчиков и девочек. В итоге четыре цвета описывают эмоциональное восприятие своего и противоположного пола. На втором этапе предлагается из восьми цветов выбрать два цвета для себя. При подведении итогов необходимо учесть цвета, занимающие первые два места в раскладках «я сам(сама)», «все мальчики», «все девочки». С учетом достаточно высокой вероятности ошибочных интерпретаций по критериям М. Люшера в старшем дошкольном возрасте как эмоционально-позитивные квалифицируются зеленый, красный, желтый и фиолетовый цвета, как эмоционально-негативные – темно-синий, темно-коричневый, серый и черный. Беседа «Я – мальчик, я - девочка»Цель: выявить знания детей о своих настоящих и будущих половых ролях, особенности восприятия ребенком себя как представителем определенного пола. Инструкция: беседа проводится индивидуально с каждым ребенком и состоит из трех блоков вопросов. Первый блок(1-6):выявляет представления ребенка о своем «образе Я» мальчика/девочки, особенности идентификации ребенка со своим полом, позитивное либо негативное отношение к своей половой роли. Второй блок(7-10) позволяет изучить представления ребенка о своей настоящей половой роли. Третий блок(11-14) преследует цель выявить представления детей о своей будущей половой роли. Вопросы: 1. Скажи, кто ты: мальчик или девочка? 2. Откуда ты это знаешь? 3. Чем мальчики отличаются от девочек (девочки от мальчиков)? 4. По каким внешним признакам можно узнать, что это мальчик(девочка)? 5. Может ли быть так, что ты ляжешь спать вечером мальчиком(девочкой), а проснешься девочкой (мальчиком)? 6. А если бы это было возможно, ты хотел (хотела) бы заснуть мальчиком (девочкой), а проснуться девочкой (мальчиком)? 7. Ты бы очень огорчился (огорчилась), если бы стал (стала) девочкой (мальчиком)? Почему? 8. Знаешь ли ты, чем отличаются мальчики от девочек? 9. Бабушка, дедушка считают тебя хорошим внуком (внучкой)? Почему ты так думаешь? 10. Каким бы ты хотел стать сыном (дочкой), внуком (внучкой)? Почему? 11. Когда ты вырастешь, кем ты будешь: -дядей или тетей? -мужем или женой? -папой или мамой? 12. Кем ты хочешь быть, когда вырастешь: -дядей или тетей? -мужем или женой? -папой или мамой? 13. Каким бы ты хотел (хотела) стать мужчиной (женщиной)? 14. Каким бы ты хотел (хотела) стать папой (мамой)?
Обработка данных. О низком уровне развития «образа Я» мальчика/девочки будут свидетельствовать неустойчивость пола, его обратимость; эмоционально нестабильное отношение к себе, оценка себя как не очень хорошего или же ссылка на негативные оценки его качеств взрослыми; отсутствие знаний о своих будущих полоролевых функциях в обществе и семье; неопределенные представления об особенностях поведения мальчиков и девочек в семье. При среднем уровне развития ребенок понимает, что пол необратим; оценивает себя в целом положительно, считая плохими лишь отдельные свои качества, если таковыми их считают другие; знает, как ведут себя мальчики или девочки, перечисляют их отличительные признаки; называют некоторые функции мальчика и девочки в семье и в среде сверстников. О высоком уровне сформированности полоролевого образа ребенка свидетельствуют понимание необратимости пола; эмоционально положительное отношение к себе в целом и к выполнению своих полоролевых функций в семье; представление об отличиях мальчиков и девочек и особенностях их полоролевого поведения; знание ряда своих полоролевых функций в будущем и позитивное их принятие. Ответы детей записываются в таблицу, в которой количество столбцов соответствует количеству диагностируемых детей.
23 ноября 2016 в 22:52
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.