Жогина Елена Петровна (старший воспитатель)

Мастер-класс «Формирование полоролевой принадлежности детей дошкольного возраста»

 Цель:Представление  педагогического опыта  гендерного  подхода  к  воспитанию дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения. 

Задачи:  1. Познакомить педагогов с особенностями развития  мальчиков и девочек дошкольного возраста, особенностями процесса их социализации. 2. Предложить педагогам практические материалы, способствующие гендерному воспитанию дошкольников.
3. Дополнить теоретическую информацию по проблемам гендерного воспитания.
4.Развивать у педагогов умение анализировать деятельность мальчиков и девочек в различных сферах.

Подготовка материального обеспечения: в аудитории размещаются 3 стола с расставленными вокруг них стульями с целью формального разделения педагогов на мини-группы. На каждом столе в центр помещаются игрушки – кукла, машинка, кубики (по одной на каждом  столе). Игрушки накрываются тканью. мультимедийная установка, презентация.

- Добрый день уважаемые коллеги. Разрешите вас поприветствовать на  мастере- классе  по теме «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста».  Прежде чем начать разговор, я  хотела бы вам рассказать притчу о сундуке.

Притча о сундуке.Однажды учитель принес сундук и сказал ученикам: – Прежде чем учиться, вы должны открыть этот сундук любым способом.Ученики столпились вокруг сундука. Один попробовал открыть его с помощью  инструментов, но замок оказался слишком сложным. Другой принес из дома разные ключи, но, ни один из них не подошел. Третий попытался разбить сундук топором, но безуспешно. – Учитель, может, начнем учиться? – робко спросил один ученик.  –Я изучу разные замки и когда-нибудь открою этот сундук. Но для этого мне нужны знания и время.  Учитель обнял ученика и объявил: – Ты прав. Образование – клад, а труд – ключ к нему. Только получив  знания, вы сможете открыть этот клад.

-Сегодня мы все вместе попробуем подобрать ключи к кладу в вопросе«Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста». А для этого я вам желаю придерживаться  принципа «Ученье без уменья не польза, а беда».

Для начала давайте попробуем ответить на первый проблемный вопрос.

1.ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Гендерное воспитание – это…

(предположения педагогов).

2.ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Как заметить, что у ребенка не сформирована гендерная  идентичность?  (ответы )   Расположим  участников гендерного   воспитания   ребенка по степени их важности. Вопросы  группам: Первая группа: Как вы считаете, какую роль в  гендерном  воспитании ребенка играет семья Вторая группа: Как вы считаете, какую роль в  гендерном  воспитании ребенка играет педагоги детского сада? Третья : Как вы считаете, какую роль в  гендерном  воспитании ребенка играет окружение ребенка?

1. Семья.   Ребенок  копирует своих родных, особенно стараясь во всем походить на родителя своего пола. Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример.

 2. Педагогический коллектив детского сада. Половое воспитание, прежде всего, должно быть направлено на родителей, а уж потом на детей. Педагог дает знания, отвечает на вопросы детей, касающиеся отношений полов, не стыдясь этого разговора. Гендерный подход находит свое отражение в нашем детском саду и при воспитании культурно-гигиенических навыков. 3. Окружение ребенка. Ребенку помогает осознать себя согласно своему половому признаку и действовать согласно ему все окружение. Под окружением понимаются: сверстники, взрослые, музыканты, песни которых ребенок слушает, сценаристы фильмов и мультфильмов, художники, писатели и поэты, модельеры и т.д. 

3.ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Как вы считаете,  какой  подход  необходимо  использовать  в воспитании мальчиков и девочек? Почему?

(предположения педагогов). 4. ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Как необходимо организовать  работу с детьми по гендерному воспитанию? (предположения педагогов).

 Организация работы по формированию гендерной принадлежности детей дошкольного возраста в условиях детского сада.

Беседы с мальчиками, с девочками, этические беседы совместно с мальчиками и девочками.

В воспитании гендерной идентичности детей широко можно использовать

Дидактические игры (представление дидактических игр)

Одним из важнейших условий формирования  гендерной  идентичности является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек.   В группе выделены игровые  зоны  для мальчиков, для девочек. Маркеры  на кроватях, на шкафчиках.

Игра с педагогами  «Сюжетно-ролевые игры» Первая группа: Назовите   сюжетно-ролевые игры, в которые чаще всего играют мальчики. Вторая – Назовите  сюжетно-ролевые игры, в которые чаще всего играют девочки.  Третья – Назовите сюжетно-ролевыесовместные игры для мальчиков и девочек.

Игра  для педагогов «Гендерный  анализ произведений детской художественной литературы». Первая группа: Назовите  произведения, в которых воспитывают  идеалы мужественности (обосновать).

 Вторая  группа: Назовите художественные произведения, в которых воспитывают  идеалы женственности (обосновать). Третья  группа:  Назовите  произведения  направленные  на формирование представлений о дружной и счастливой семье  (обосновать).  

При подготовке к НОД  педагог должен продумать следующие моменты:

Проблемные  ситуации- использовать  прогнозирование и моделирование  проблемных  ситуаций.  Помнить, что для девочек важны ситуации развивающего характера.

Прогнозирование – детям предлагаются ситуации, в которых необходимо спрогнозировать свои действия. Используется метод проблемной ситуации «Прежде чем что – то делать, подумай: кто ты – мальчик или девочка? Как необходимо вести себя мальчику (девочке), чтобы не случилось неприятностей?» 
Моделирование – каждая ситуация включает проблему и ряд действий, где ребёнку предоставляется право выбора.

Игра с педагогами «Черты характерные для мальчиков и для девочек»

Педагогам  предлагается  используя карточки,  на которых написаны черты характера, традиционно присущие женскому и мужскому полу,  расположить  их  на мольбертах  с   обозначением каждой группы.

Педагогические ситуации для педагогов.

Ситуация №1:

Ситуация в семье.

Мать:

-  Сынок, собирай игрушки, пора спать.

Сын не реагирует.

- Сынок, я кому говорю. Собирай игрушки и спать! Отец, скажи ему хоть что-нибудь. Ты совсем не занимаешься воспитанием. Отец должен воспитывать сына.

Отец:

- А я и не воспитатель. Пусть воспитатели детьми занимаются, им деньги за это платят. А я на работе устал.

Мать (обращаясь к сыну):

- Вот не будешь слушать мать, вырастешь лентяем, как твой отец!

Отец:

- А будешь слушать мать, вырастешь подкаблучником.

Вопрос: Кто должен заниматься гендерным воспитанием и какова роль образовательного учреждения в этом процессе?

Ситуация №2: Мать с ребенком встречаются с воспитателем. Воспитатель, обращаясь к ребенку: Тебе, наверное, хочется поиграть с ребятами? Иди,  поиграй.

- Нет, я их сейчас расстреляю!!!!

Воспитатель: За что же ты их хочешь расстрелять? 

- А просто так, потому что я– разбойник!

Мама: А ему бы только стрелять, да в войну играть, другие игры его не интересуют. Боевой растет, уж слишком даже!

- А вы, видимо поощряете его в этом – заметил воспитатель, имея ввиду саблю, пистолет с пистонами, самодельный щит, лежащие в сумке матери.

- Да, конечно – он требует, приходится покупать. Он же, мальчик! 

- А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные? Да и игрушки бы ему другие, которые располагают к спокойным играм!

- А зачем. Пусть играет, во что хочет! Какое это имеет значение? 

Вопрос:   В чем, по вашему мнению, значение игры для усвоения мальчиками и девочками будущих социальных ролей?

 Сотрудничество с родителями.

Задача дошкольного учреждения заинтересовать родителей, объяснить им важность формирования гендерной  идентификации мальчиков и девочек именно с малых лет. Мы уверены, полагаться на то, что мальчик вырастет настоящим мужчиной со всеми  качествами мужественности, а девочка с возрастом приобретет все необходимые качества женственности, было бы серьезным заблуждением. Мужчинами и женщинами в социальном смысле не рождаются. Ими становятся в результате целенаправленного воспитания, которое важно начинать как можно раньше, уже с дошкольного возраста.

  Спасибо всем педагогам за внимание, плодотворную работу и приятное общение!

23 ноября 2016 в 22:41

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.