Жогина Елена Петровна (старший воспитатель)
Мастер-класс «Формирование полоролевой принадлежности детей дошкольного возраста»Цель:Представление педагогического опыта гендерного подхода к воспитанию дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения. Задачи: 1. Познакомить педагогов с особенностями развития мальчиков и девочек дошкольного возраста, особенностями процесса их социализации. 2. Предложить педагогам практические материалы, способствующие гендерному воспитанию дошкольников.
Подготовка материального обеспечения: в аудитории размещаются 3 стола с расставленными вокруг них стульями с целью формального разделения педагогов на мини-группы. На каждом столе в центр помещаются игрушки – кукла, машинка, кубики (по одной на каждом столе). Игрушки накрываются тканью. мультимедийная установка, презентация. - Добрый день уважаемые коллеги. Разрешите вас поприветствовать на мастере- классе по теме «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста». Прежде чем начать разговор, я хотела бы вам рассказать притчу о сундуке. Притча о сундуке.Однажды учитель принес сундук и сказал ученикам: – Прежде чем учиться, вы должны открыть этот сундук любым способом.Ученики столпились вокруг сундука. Один попробовал открыть его с помощью инструментов, но замок оказался слишком сложным. Другой принес из дома разные ключи, но, ни один из них не подошел. Третий попытался разбить сундук топором, но безуспешно. – Учитель, может, начнем учиться? – робко спросил один ученик. –Я изучу разные замки и когда-нибудь открою этот сундук. Но для этого мне нужны знания и время. Учитель обнял ученика и объявил: – Ты прав. Образование – клад, а труд – ключ к нему. Только получив знания, вы сможете открыть этот клад. -Сегодня мы все вместе попробуем подобрать ключи к кладу в вопросе«Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста». А для этого я вам желаю придерживаться принципа «Ученье без уменья не польза, а беда». Для начала давайте попробуем ответить на первый проблемный вопрос. 1.ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Гендерное воспитание – это… (предположения педагогов). 2.ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Как заметить, что у ребенка не сформирована гендерная идентичность? (ответы ) Расположим участников гендерного воспитания ребенка по степени их важности. Вопросы группам: Первая группа: Как вы считаете, какую роль в гендерном воспитании ребенка играет семья ? Вторая группа: Как вы считаете, какую роль в гендерном воспитании ребенка играет педагоги детского сада? Третья : Как вы считаете, какую роль в гендерном воспитании ребенка играет окружение ребенка? 1. Семья. Ребенок копирует своих родных, особенно стараясь во всем походить на родителя своего пола. Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. 2. Педагогический коллектив детского сада. Половое воспитание, прежде всего, должно быть направлено на родителей, а уж потом на детей. Педагог дает знания, отвечает на вопросы детей, касающиеся отношений полов, не стыдясь этого разговора. Гендерный подход находит свое отражение в нашем детском саду и при воспитании культурно-гигиенических навыков. 3. Окружение ребенка. Ребенку помогает осознать себя согласно своему половому признаку и действовать согласно ему все окружение. Под окружением понимаются: сверстники, взрослые, музыканты, песни которых ребенок слушает, сценаристы фильмов и мультфильмов, художники, писатели и поэты, модельеры и т.д. 3.ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Как вы считаете, какой подход необходимо использовать в воспитании мальчиков и девочек? Почему? (предположения педагогов). 4. ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Как необходимо организовать работу с детьми по гендерному воспитанию? (предположения педагогов). Организация работы по формированию гендерной принадлежности детей дошкольного возраста в условиях детского сада. Беседы с мальчиками, с девочками, этические беседы совместно с мальчиками и девочками. В воспитании гендерной идентичности детей широко можно использовать Дидактические игры (представление дидактических игр) Одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек. В группе выделены игровые зоны для мальчиков, для девочек. Маркеры на кроватях, на шкафчиках. Игра с педагогами «Сюжетно-ролевые игры» Первая группа: Назовите сюжетно-ролевые игры, в которые чаще всего играют мальчики. Вторая – Назовите сюжетно-ролевые игры, в которые чаще всего играют девочки. Третья – Назовите сюжетно-ролевыесовместные игры для мальчиков и девочек. Игра для педагогов «Гендерный анализ произведений детской художественной литературы». Первая группа: Назовите произведения, в которых воспитывают идеалы мужественности (обосновать). Вторая группа: Назовите художественные произведения, в которых воспитывают идеалы женственности (обосновать). Третья группа: Назовите произведения направленные на формирование представлений о дружной и счастливой семье (обосновать). При подготовке к НОД педагог должен продумать следующие моменты: Проблемные ситуации- использовать прогнозирование и моделирование проблемных ситуаций. Помнить, что для девочек важны ситуации развивающего характера. Прогнозирование – детям предлагаются ситуации, в которых необходимо спрогнозировать свои действия. Используется метод проблемной ситуации «Прежде чем что – то делать, подумай: кто ты – мальчик или девочка? Как необходимо вести себя мальчику (девочке), чтобы не случилось неприятностей?»
Игра с педагогами «Черты характерные для мальчиков и для девочек» Педагогам предлагается используя карточки, на которых написаны черты характера, традиционно присущие женскому и мужскому полу, расположить их на мольбертах с обозначением каждой группы. Педагогические ситуации для педагогов. Ситуация №1: Ситуация в семье. Мать: - Сынок, собирай игрушки, пора спать. Сын не реагирует. - Сынок, я кому говорю. Собирай игрушки и спать! Отец, скажи ему хоть что-нибудь. Ты совсем не занимаешься воспитанием. Отец должен воспитывать сына. Отец: - А я и не воспитатель. Пусть воспитатели детьми занимаются, им деньги за это платят. А я на работе устал. Мать (обращаясь к сыну): - Вот не будешь слушать мать, вырастешь лентяем, как твой отец! Отец: - А будешь слушать мать, вырастешь подкаблучником. Вопрос: Кто должен заниматься гендерным воспитанием и какова роль образовательного учреждения в этом процессе? Ситуация №2: Мать с ребенком встречаются с воспитателем. Воспитатель, обращаясь к ребенку: Тебе, наверное, хочется поиграть с ребятами? Иди, поиграй. - Нет, я их сейчас расстреляю!!!! Воспитатель: За что же ты их хочешь расстрелять? - А просто так, потому что я– разбойник! Мама: А ему бы только стрелять, да в войну играть, другие игры его не интересуют. Боевой растет, уж слишком даже! - А вы, видимо поощряете его в этом – заметил воспитатель, имея ввиду саблю, пистолет с пистонами, самодельный щит, лежащие в сумке матери. - Да, конечно – он требует, приходится покупать. Он же, мальчик! - А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные? Да и игрушки бы ему другие, которые располагают к спокойным играм! - А зачем. Пусть играет, во что хочет! Какое это имеет значение? Вопрос: В чем, по вашему мнению, значение игры для усвоения мальчиками и девочками будущих социальных ролей? Сотрудничество с родителями. Задача дошкольного учреждения заинтересовать родителей, объяснить им важность формирования гендерной идентификации мальчиков и девочек именно с малых лет. Мы уверены, полагаться на то, что мальчик вырастет настоящим мужчиной со всеми качествами мужественности, а девочка с возрастом приобретет все необходимые качества женственности, было бы серьезным заблуждением. Мужчинами и женщинами в социальном смысле не рождаются. Ими становятся в результате целенаправленного воспитания, которое важно начинать как можно раньше, уже с дошкольного возраста. Спасибо всем педагогам за внимание, плодотворную работу и приятное общение! 23 ноября 2016 в 22:41
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.